Инновации в подготовке тяжелоатлетов
Н.Д.Ге, Б.Х. Тютебаев
Казахстан, Алматы, Кызылорда, Кызылординский государственный университет им.Коркыт Ата
Аннотация: В докладе в сокращённом варианте представлена новая концепция спортивно-технической подготовки тяжёлоатлетов от периода обучения до подготовки элитных спортсменов. Предложены научно обоснованные методические рекомендации, прошедшие апробацию на практике. Их внедрение позволит в несколько раз сократить сроки обучения технике, а элитным атлетам существенно повысить эффективность тренировочного процесса и надёжность их выступлений на международных соревнованиях.
Ключевые слова: Тяжёлая атлетика, техника, механизмы движения, обучение, нетрадиционная методика, подхват- отталкивание, приём
Сегодня в мировой тяжёлой атлетике актуальны проблемы разработки и внедрения инновационных технологий и методов подготовки спортсменов.
Традиционные схемы подготовки штангистов уже реализовали свой научно-практический потенциал в формуле, где эффективность техники определялась в процентах от максимального результата в приседаниях со штангой за головой. В рывке, это 60-62%, а в толчке — 80-82%.
Для прорыва тяжёлой атлетики на новый уровень результатов необходим новый взгляд, как на технику, так и на методику подготовки.
Ещё в 1991 году нами был предложен и использован на практике нетрадиционный взгляд на технику и обучение.[1, 2, 3]
Невозможно создать стройную систему технической подготовки тяжелоатлетов без глубокого понимания того, чему хочешь обучать и совершенствовать.
Практические результаты проделанной нами работы изложены в методических разработках, специальной литературе [ 4, 5, 6 ] и на сайте [7]/
Суть нетрадиционного взгляда на технику заключалась в том, что, по нашему мнению, техникe тяжелоатлетических упражнений следует рассматривать не по фазам и периодам, как это принято считать, а из пяти, вытекающих друг из друга следующих механизмов.
Первый механизм-«Стартовое движение», направленное на подготовку условий для срабатывания следующего механизма — «прыжка — метания» снаряда вверх.
Второй механизм — «прыжок -метание», необходимое для метания снаряда вверх и создания временных условий для быстрого выполнения подседа.
Третий механизм-«подхват-отталкивание от снаряда руками», необходимый для метания массы тела вниз и принятие позы устойчивого динамического равновесия до начала падения штанги вниз.
Четвёртый механизм-«приём» или «амортизация»- необходимый для того, чтобы поймать штангу в подседе без ударного момента между падающим вниз снарядом и кинематическими звеньями спортсмена.
Пятый механизм- «вставание» направленный на вставание из подседа и ожидания сигнала судьи «Опустить».
Деление структуры движения на механизмы является условным. Тем не менее, обучать, совершенствовать и развивать нужно именно эти пять механизмов. Технология этого процесса изложена в книгах « Техническая подготовка тяжелоатлетов», и «Тяжёлая атлетика», и на сайте www.know-how.kz
До последнего времени, весь учёный мир тяжёлой атлетики считает, что ключевым моментом техники штангистов является так называемые «подрыв» и «выталкивание». Такой подход был бы справедлив, если бы штангисты соревновались в том, кто поднимет штангу выше. Однако, сегодня они соревнуются в том, кто поднимет больший вес штанги, а точнее, кто поймает более тяжёлую штангу в рывке и толчке. В принципе, техника штангистов представляет собой жонглирование с тяжёлой штангой.
Разве не так?
Изменение двигательной задачи от поднимания выше, на задачу — поймать штангу в подседе, требует применения адекватных средств подготовки. В первую очередь, это касается специально-подготовительных упражнений, которые должны быть нацелены на развитие специальных физических качеств и навыков необходимых для решения поставленной двигательной задачи — поймать штангу в подседе и вставание из него, где высота подъёма штанги является не целью, а средством.
В рамках настоящего доклада особенно интересны несколько моментов, которые, на наш взгляд имеют прикладную полезность.
Первый момент- в тяжёлой атлетике всегда работал и работает основной закон биомеханики. Я его называю законом слабого звена.
Согласно этого закона, любая сильная мышца, проявляет себя настолько, насколько позволяет ей самая слабая мышца, которая также участвует в этом движении.
Если это закон нарушен, то результат в рывке составляет до 60% , а в толчке до 80% от максимального результата в приседаниях со штангой на плечах. Устранение таких слабых звеньев позволяет реализовать физический потенциал спортсмена, соответственно, в рывке 70-75% и в толчке — любой вес, с которым атлет может встать из подседа. Разница более 15% в рывке и предлагаемая реализация в толчке не может оставить равнодушными тренеров.
Методика устранения слабого звена от новичков до элитных штангистов разработана для применения на практике и ждёт потребителя( семинары, мастер классы и др.)
Например, приседая со штангой за головой 200 кг. результаты в рывке должны составлять 110-120 кг(55 — 60%). Это, как бы норма. В тоже время, устранение слабого звена, приводит к увеличению результата в рывке до 140-150 кг (70-75%). Чтобы достигнуть такого результата по традиционному пути подготовки, результаты в приседаниях должны составлять около 240 кг.
Не полная реализация физического потенциала у тяжелоатлетов связана с наличием у них следующих слабых звеньев:
-слабые мышцы предплечья, или короткие фаланги пальцев;
-нерациональная техника взаимодействий со снарядом в механизмах метания, подхвата и подседа.
-Неуверенность в своих силах.
Каждая из слабых звеньев устраняется с помощью специальных упражнений, направленных на сопряжённое развитие требуемых физических качеств, коррекции техники и умения концентрировать внимание на качестве выполнения определённых механизмов техники.
Второй момент, на который следует обратить внимание — это высота подъёма штанги (ВПШ). Ведь однозначно, что с увеличением веса штанги ВПШ и время на выполнение подседа будут уменьшаться. Отсюда, нужно думать о средствах и способах увеличения скорости выполнения подседа.
Методика решения этой задачи разработана и ждёт своего потребителя и распространения( семинары, учебники, мастре-классы).
Третий момент касается, формирования психофизических навыков, позволяющих полнее реализовать имеющийся физический потенциал в спортивный результат
Тренеры и психологи знают, что тот, кто боится штанги, чемпионом не станет. И техника тут не поможет. Но и в таких случаях помогают наработанные навыки концентрации внимания на качественном выполнении отдельного механизма техники. Такой психологический приём «уводит» от страха перед весом и может способствовать более максимальной реализации физического потенциала спортсмена.
Методика формирования навыков концентрации внимания на ключевых механизмах техники разработана и ждёт своего потребителя.
Четвёртый момент, относится к способу выполнения подседа в толчке от груди.
Поиском результативного выполнения толчка штанги от груди тренеры и учёные занимаются давно. Отсюда появились нетрадиционные способы: швунг, «китайский», и «армянские ножницы», которые придумал дядя Ю.Варданяна Сергей Мелитосян.
Специалисты тяжёлой атлетики знают, что лучшим и непревзойдённым мастером толчка был и есть Ю.Варданян, техника которого отличалась от всех ранее известных способов подседов необычными, но очень биомеханически рациональными ножницами. Но это новаторское решение осталось не до конца исследованным и не получило должного распространения. Хотя целый ряд элитных атлетов использовали аналогичную технику(Мелитосян, Ригерт, Захаревич, болгары)
Мы исследовали варданяновские ножницы и выявили у него ряд преимуществ в сравнении с остальными вариантами подседов. Первое- они оказались более устойчивыми с точки зрения сохранения динамического равновесия; Второе — они позволяют поймать штангу при меньшей ВПШ и сохраняя в подседе требуемое динамического равновесия. Третье- они дают возможность поднять любой вес, который атлет может взять на грудь.
В специальных исследованиях, была выявлена очень высокая степень устойчивости биомеханической конструкции рекомендуемых ножниц( примерно, 150% от предельного результата в толчке от груди).
У казахстанских штангистов толчок от груди является одним из слабых мест( кроме И. Ильина, который умеет ловить штангу в силу природного таланта и хорошей куражной психики).
Методика перехода на более эффективную технику выполнения толчка штанги от груди разработана и ждёт своего потребителя в системе подготовки тяжелоатлетов в Казахстане.
Практические рекомендации
1. Обратить особое внимание на развитие у тяжелоатлетов специальной силы мышц предплечья, используя широко гимнастические упражнения на перекладине, кольцах, канате и другие упражнения, связанные с захватами, что повысит качество выполнения механизма «подхвата»( отталкивания от снаряда в подседе, а значит, сократит время выполнения ухода под штангу);
2.Для повышения спортивных результатов штангистов наиболее адекватными являются специально-подготовительные упражнения:
а) — смотрите варианты выполнения новых рывковвых упражнений- без освобождения от опоры и
б) с освобождением от ногами опоры
-такие же варианты используются в тренировке подъёма штанги на грудь:
а) подъёмы без освобождения от опоры и
б) с освобождением ногами от опоры
варианты толчков штанги от груди силой рук стоя в «ножницах»
а) без освобождением ногами от опоры
б) без освобождения ногами от опоры с подседами толчковыми
3.Организовать мероприятия по внедрению разработанных методик подготовки тяжелоатлетов в Казахстане в форме семинаров, мастер-классов для тренеров и специалистов соответствующих учебных заведений.
Литература
1.Ге Н.Д. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений: автореф. … канд. пед. наук:. 13.00.04.- М., — 17 с.
2. Ге Н.Д., Лукашев А.А., Медведев А.С. Методика обучения технике рывка и подъёма штанги на грудь для толчка. Метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФК.-М.: ГЦОЛИФК, 1999.
3. Ге Н.Д., Медведев А.С. Техника тяжелоатлетических упражнений. Метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФК.- М.: ГЦОЛИФК, 1993
4. Ге Н.Д. Методика обучения технике толчка штанги от груди. Метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФК.- М.: ГЦОЛИФК, 1993.
5. Медведев А.С., Денискин В.А. и др. Результаты приоритетных научных исследований, проведённых сотрудниками кафедры тяжёлой атлетики РГАФК за 90-е годы// Теория и практика физической культуры.- 1998.- №5.- С.41 — 43.
6. Тяжёлая атлетика: Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры, тренеров и спортсменов / Под общей редакцией Б.Х.Тютебаева.- Кызылорда, 2010.- 153 с.
7. www.know-how.kz