Живу на даче в предгорье рядом с Алматой. Пользуюсь беспроводным Интернетом. Ужасная связь. Получил письмо из Киева по электронке и не могу ответить, блин. Помучился часа три и решил ответить через запись с заголовком «Обучение теннису Рауля на первом уроке по Николаю Ге». Уверен, что такие уроки никто в мире не практикует. Ибо наблюдал, как их проводят в Москве, Лондоне и Алматы многократно.
Коллега и Киева подумал, что я своих учеников держу на своих устройствах и до определённого времени не выпускаю на корт. Его интересует: Не утомительно ли 8-9 летним ученикам выполнять однообразные удары на устройствах? Я понимаю озабоченность коллеги. Но я много раз видел уроки, проводимые по традиционной методике, где дети очень много бегают, прыгают и много, что ещё делают. А однажды я взял и подсчитал сколько ударов сделал один из 6-ти учеников группы . Тренер, как и я стоял у сетки, брал мячи с корзины и накидывал мячи, для ударов по мячу в хав-корте. Каждому ученику, по очереди, кидали по пять-6 мячей. Мой «подопытный» сделал 47 попыток ударить по мячу. Округлим, пусть 50 ударов. Я видел, что тем, кто бьёт было интересно, а стоящие в очереди томились в нервном ожидании своего «мига» или собирали мячи, наполняя корзину.
Я имел опыт проведения своих занятий, когда у меня в группе одновременно занимались более 20-ти учеников. На площадке с четырьмя кортами я установил 7 удочек и 48 погонных метров мягкой стенки, где, если на отдельного ученика выделить пространство шириной 6 метров, могли заниматься 8 человек одновременно. А если определённое упражнение на мягкой стенке отрабатывать в парах, то это 16 чел одновременно. На мягкой стенке за 1 мин. можно выполнить минимум 30 ударов.
Благодаря устройствам, занимаясь в группе, каждый ученик реально может выполнить на устройствах за 30 мин. 400-500 ударов на технику и ещё 30 мин. ему остаётся поиграть на корте не загружая свои мозги заботами о технике. Они просто играли, как получиться. Большое количество ударов по мячу на удочке и с отскока на мягкой стенке, обязательно даёт чувство мяча, умение видеть мяч, а значит его контролировать. Постепенно наработанное на устройствах тысячекратные удары, начинают пристраиваться в игру, и всё это происходит без муштры. Поверьте, всё гораздо проще.
Как раз неделю назад ко мне привели 8-ми летнего мальчика по имени Рауль.Он правша. Ракетка 2-й номер.
Попробую перечислить упражнения и примерное время их выполнения за 60 мин. первого занятия с ним.
1. Удары слева двуручной хваткой на «Удочке Ге» по мягкому сеточному фону — 100 раз- примерно, 6 мин.
2. Удары справа двуручной хваткой на «Удочке Ге» по мягкому сеточному фону-100 раз- примерно, 6 мин.
-Главная задача в упр. 1 и 2, это учиться смотреть на мяч и попадать ракеткой по мячу. Вначале, как попало, а потом вытянутыми руками двуручной хваткой.
3. Удары слева двуручной хваткой на «Удочке Ге» в свободную от мягкого сеточного фона- 50 раз — примерно, 4 мин.
4. Упражнение 3, но справа- 50 раз, примерно, 4 мин.
-Главная задача в упр.3 и 4, это учиться смотреть на мяч и попадать ракеткой по мячу вначале, как попало, а потом вытянутыми руками двуручной хваткой.
5. Удары с отскока справа и слева на «Тренировочной стенке Ге» в паре с инструктором, по очереди- 100 ударов- примерно, 10-12 мин.
6.Самостоятельное выполнение ударов с отскока на «Тренировочной стенке Ге» без контроля за техникой( как попало) — 50 ударов в сумме- примерно- 7-10 мин.
-Главная задача упр. 5 и 6, это учиться смотреть и разглядывать волоски на мяче и попадать ракеткой по мячу вначале, как попало, а потом, вытянутыми руками двуручной хваткой.
7. Рауль стоит у около крестовины линии подачи держа перед собой ракетку двуручной хваткой в состоянии бега на месте (трусцой).
Я стою с корзиной мячей у сетки и накидываю по 15 мячей под удар слева и справа. Затем, начинаю поочерёдно накидывать по 2-3 мяча под удар справа и слева.
Всего Рауль сделал 70-80 ударов.
-Главная задача в упр.7, это учиться смотреть на мяч. Поэтому, если Рауль промажет, он делает 5 приседаний, что стимулирует его внимание и придаёт игре эмоциональную окраску.
На технику выполнения ударов пока внимание не обращаю, чтобы не отвлекать его от выполнения главной задачи- смотреть на мяч.
8.Удары сверху для подачи на «Удочке Ге»- 70 ударов.
Итого, на первом занятии Рауль сделал 370 ударов на «удочке Ге» с контролем за техникой и 150 ударов с отскока на «Стенке Ге» без контроля за техникой
Пройдёт 4-5 занятий, когда Рауль уже научится смотреть на мяч, что позволит увеличить количество ударов на «Удочке Ге» и «Стенке Ге» за 30 мин. до 500 ударов за 30 мин. В этом случае, все удары на «Удочке Ге» и «Стенке Ге» Рауль будет выполнять с контролем за техникой.
На корте я не буду от Рауля требовать контроля за техникой до тех пор, пока он на «удочке и стенке» в каждом из изучаемых ударов не наберёт, более 3000 ударов (это примерно 30-40 занятий), после которого, как показывает моя практика техника освоенная на устройствах начинает «вылезать» сама.
В любом случае, на каждом занятии он будет играть на корте, не менее 15-20 мин.
Рауль оказался способным учеником и нам не потребовалось выполнять специальных упражнений для того, чтобы он понял, что значит видеть и разглядывать мяч.
Первое упражнение такое. Я бы дал Раулю пустую банку от теннисных мячей, куда он должен поймать мяч, который я брошу вверх стоя от него на расстоянии 6-10 м.
Второе упражнение. С расстояния 5-7 м. бросить мяч в «Стенку Ге» и поймать мяч в банку после одного отскока. Более сложный вариант- без отскока.
Для тех, кому эти упражнения сложны, я использую «кошачий способ». Многие видели, как кошка следит за раскачивающимся предметом, подвешенном на нитке. Этот принцип я применяю, когда беру в руки теннисный мяч и вожу его кругами перед носом ученика и смотрю за его зрачками. По ним видно, теряет он глазами мяч или нет. В конечном итоге, он обязательно поймёт, в чём тут дело и с момента, как он это «поймает», происходит чудо преображения. У него всё начинает получаться.
Попробуйте и вы убедитесь, что у новичков 90% успеха зависит от умения смотреть на мяч. Это, на мой взгляд стержень тенниса, на который нанизывается и техника всех ударов и даже любовь к теннису.