Сегодня на фейсбуке обнаружил страницу штангиста Ильи Ильина и с удовольствием посмотрел все выложенные видеотренировки. Скажу искренне, был приятно удивлён тем, что он почти не использует вредные упражнения типа подъёмов штанги с полуподседами, в стойку и всякого рода протяжки, которые повсеместно используют штангисты всего света.
Тем не менее, в одном видео, я увидел рывок с высоких плинтов, когда гриф оказывается в зоне паха. Скажу сразу, что это упражнение относится к числу опасных, ибо не совпадает с соревновательным по кинематике, биомеханике, а также по временным и ритмическим характеристикам. Приведу лишь один факт не совпадения. При замерах опорных реакций классического рывка, в рывковой позе, когда углы в коленях минимальные( с этой позы Илья начинает выполнять рывок с высоких плинтов)показатели опорной составляющей максимальные. Это происходит в момент переключения от сгибания ног в коленях к их разгибанию, а у Ильи в этом упражнении максимальная опорная составляющая приходится на момент разгибания. При выполнении классики, когда штанга приходит в зону паховой области штанга не стоит на месте, а двигается вверх с определённой скоростью, удобной для атаки пахом, и при этом, штанга уже прихвачена руками для своевременного взаимодействия со снарядом с целью своевременного отталкивания от неё для увеличения скорости ухода под снаряд в подсед.
Отсутствие предварительной скорости разгона становится причиной махания Ильи спиной и это заметно. Чем то же надо дёрнуть штангу вверх и создать условия для ухода в подсед.
Вред этого упражнения именно в ложной похожести. Оно расшатывает стабильность навыка выполнения классического рывка, что не желательно.
Из недостатков в тренировке Ильи следует отнести полное отсутствие специальных упражнений на отработку специальных навыков и физических качеств, необходимых для повышения эффективности взаимодействия со снарядом между механизмами метания штанги вверх и выполнения приёма в подседе. Специалисты по прежнему ещё не обращают внимание на то, что между этими давно известными механизмами находится ещё один важный механизм, от которого зависит скорость выполнения ухода под штангу и возможность избежать ударного момента при входе в снаряд в подседе между падающим вниз штангой и звеньями атлета.
В своё время я назвал это взаимодействие механизмом подхвата, но это не принципиально. Важнее понять, что кто хорошо владеет этим механизмом поднимает в рывке на 10-12% больше от максимального результата в приседаниях со штангой на плечах. Например, если условно Илья имеет рекорд в приседаниях 300 кг., то по существующим критериям он должен вырвать 60-62%- это где-то 186 кг. С отработанным механизмом подхвата, по нашим экспериментальным данным можно вырвать 75-77%- это 225- 231 кг. Большинство скажет- фантастика и утопия, но это для людей с консервативным мышлением. В нашем эксперименте самая низкая реализация была 70% — Для Ильи это было бы 210 кг.
Для получения такой реализации в каждую тренировку штангистов нужно включать всего три новых упражнения, направленных на качественное срабатывание механизма подхвата. Это рывок, подъём на грудь и толчок от груди силой рук с правильно поставленной двигательной задачей. А двигательная задача во всех упражнениях одна- поймать штангу в подседе. Она такая же как у силовых жонглёров. Вот и всё. Надо перестать быть только поднимальшиками. Штангисты поднимальшики до механизма метания, а дальше нужно овладевать мастерством силовых жонглёров.
На всё нужно время и на переключение с одного понимания организации тренировки на другое тоже.
Меня смело можно отнести к числу экспертов по технике рывка и толчка ибо мне дано уметь читать движение. Другие умеют читать язык птиц и животных, а мне Бог подарил умение читать движение. Я бы не знал об этом, но о моём даровании сказал мне Дмитрий Дмитриевич Донской- автор учебника «Спортивная Биомеханика», которому, в рамках сдачи кандидатского минимума, я должен был сдавать французский язык, а вместо этого мы три часа разговаривали о том, ка нужно строить движение. Вот тогда он мне и сказал о моём даре, что мне казалось само собой разумеющемся. Спасибо ему огромное за те несколько встреч, которые дали мне крылья и уверенность в деле понимания движения. Отцу мировой спортивной биомеханики можно верить и доверять.
Я вполне счастлив, что использовал эту способность в тяжелой атлетике и разработал новую технологию технической подготовки тяжелоатлетов, но как показывает жизнь её внедрение в практику идёт очень медленно, а жаль. За 27 лет работы тренера я не раз убеждался, как она работает, но … чемпиона не подготовил. Но создать новую стройную систему тренировки не менее почётно. Уверен, в будущем она будет оценена по достоинству. И тогда лавровый венок оденут на голову моего ученика Тютебаева Быхытжана, защитившего диссер в развитии моей темы.
Штанга перестала меня устраивать по заработкам и я переключился на большой теннис, которым случайно увлёкся в Москве. Применив те же принципы, что и в разработках по штанге мне удалось сократить сроки обучения базовым ударам в 10 раз. Я не оговорился- в 10 раз и мои заработки адекватно возросли, примерно, также.
В тоже время в душе я остался штангистом с особой психикой и своими статьями на сайте безвозмездно делюсь приобретёнными открывшимися мне знаниями и опытом, которыми владею и как практик, и как учёный.
Берите, пользуйтесь и будьте здоровы и благословенны!