\ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ШТАНГЕ И НЕ ТОЛЬКО
До занятий штангой я ничего не понимал в методике подготовки спортсменов.
Через 10 лет закончив институт физкультуры я имел смутное представление о инновационных, эффективных способах увеличения спортивных результатов. Рекомендации из книг, были примитивны и строились по схеме: тренируйся, соревнуйся и всё будет ок. Я так и делал, и, надо сказать, результаты росли как на дрожжах. За один год мне удалось выполнить 1 разряд и стать членом сборной команды Казахстана среди юниоров. Но…
У меня от природы хорошо развивалась сила ног. Поэтому поначалу мне не сложно было добиться быстрого прогресса. Но дальше результаты застопорились. Я уже приседал 180, а результаты в рывке и толчке не росли. От 1 разряда до мастера спорта я шёл целых 8 лет.
Я видел вокруг себя много штангистов, которые опережали меня в рывке имея значительно более слабые ноги. Особенно поражали штангисты из числа бывших гимнастов. Они, как правило, все были хорошие рывкачи. При этом, техника у них была так себе.
В конечном итоге я сам допёр, что в штанге реализация потенциала самых сильных мышц (ноги, спина), лимитируется возможностями самых слабых мышц, которые участвуют в рывке и толчке. Потом, из спецлитературы узнал, что это один из основных законов биомеханики.
Большинство тренеров и сейчас пренебрегают этим ведущим законом, а в 70-х годах прошлого столетия … о чём говорить?
При прохождении диспансеризации мои показатели силы на кистевом динамометре правой и левой рук были, соответственно, 54 и 52 кг. Тогда я не врубился, что это была явная подсказка о слабом звене, а я всё приседал и приседал со штангой на плечах. Потому что верил в книжную байку, что результаты в рывке привязаны к силе ног ( 60%). Позднее, я встречался с этими спецами на разных семинарах. Они мне показались неубедительными. Как всегда я решил докопаться до истины самостоятельно.
Было и другой яркий случай, когда стопор в результатах явно был связан со слабым звеном. В статусе первого номера среди юниоров Казахстана у меня внезапно появился соперник — вундеркинд — Растягаев Геннадий. Ему было лет 20, когда он в первый раз увидел штангу. При собственном весе 60 кг. он при мне брал, по колхозному, на грудь и последовательно выжал солдатиком 40, 50, 60, а потом и 70 кг. Я мог только 55 — 60 кг . В приседаниях на плечах, таким же макаром, он прошёлся до 150 кг. При этом, я не заметил разницы между его вставанием 70 кг. и 150 кг. Думаю, что в тот день ему бы покорились и 180 кг, Мои 150 кг сразу померкли.
Тогда я подумал, ну всё, мне хана., но, на соревнованиях он всегда мне проигрывал. Это потом я заметил, что у него были очень короткие пальцы и он не мог держать гриф в «замок».
Так я на практике узнал, весь вред и силу основного закон биомеханики: Сильная мышца работает настолько, насколько ей позволяет самое звено, которое задействовано в выполняемом движении.
Поэтому не удивительно, что когда у меня появился личный зал штанги, под потолком у меня висел канат для перетягивания, а также гимнастические кольца Мои ученики болтались на них как обезьяны на каждой тренировке минут по 30. Так я решил проблему кистевой цепкости. В итоге, 5 учеников из 13-и вырывали от 70 до 77 %
Именно в этом зале, а не за столом были созданы:
— новая интерпретация техники всех соревновательных упражнений штангистов, в которой ключевым является механизм ПРИЁМА-АМОРТИЗАЦИИ штанги в подседе, а все остальные механизмы работают для того, чтобы обеспечить условия для срабатывания именно этого ключевого механизма.
— в состав техники всех соревновательных упражнений штангистов включён новый механизм — ПОДХВАТ-ОТТАЛКИВАНИЕ, в котором заложен потенциал энергии для увеличения скорости выполнения подседа. Овладение этим механимзмом, позволяет «ловить» штангу в подседе при меньшей высоте подъёма штанги. Впрочем, этим механизмом владели многие мастер штанги( Варданян, Мелитосян, турецкие и болгарские атлеты и др.), но учёные его не замечали, а,скорее всего, не владели навыками умения «читать» движение, а мне это умение дано от природы. Мне жаль тех, кто этого не понимает, но в этих случаях нужно просто довериться «гуру»( понимаю, что не скромно, но я читал мнения оппонентов в Интернете. Это их беда и тут я бессилен).
— новая технология обучения, направленная на то, чтобы с самого начала ученики овладевали механизмом ПРИЁМА — ПОДСЕДА , который является венцом техники рывка и толчка;
— относительно новые специально-подготовительные упражнения, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование именно соревновательных механизмов, а также развитие специальных физических качеств, повышающих их эффективность срабатывания. В качестве выявления неадекватных упражнений были предложены пять признаков, наличие или отсутствие которых не требуют доказательств и специальных приборов;
— новая концепция тренировки штангистов, направленная на построение специальных навыков и качеств, позволяющих поднимать в рывке и толчке не по формуле 60% и 80%, а 70-75%% в рывке и в толчке любой вес, с которым выполняется одно приседание со штангой на груди ( при условии хорошей гибкости в плечевых и локтевых суставах.). Для меня это, как два пальца…, если это мой ученик, а в работе с «больными» понадобиться 3-12 месяцев( всё зависит от конкретной ситуации и состояния психики атлета. Сразу подчёркиваю, с бздуном ничего не получится).
Ещё один жизненный пример в пользу того, как важно обратить внимание на усиление слабого звена.
Что делать, если машина застряла, а трос, которым пытаются её вытащить рвётся. Сразу понятно, что слабое звено в данном случае, это трос. Замените его на более прочный и все дела.
В штанге, нет возможности «менять тросы», но умный штангист или тренер будет стараться находить и усиливать слабые звенья. Если вы ищите другой путь задумайтесь, кто вы? Или что-то не так?