Согнутые в локтях руки при подъёме штанги у штангистов рассматривается, как нарушение жёсткости связей между кинематическими звеньями, но это не ошибка, а приспособительная мера для мнгновенного выполнения ухода в подсед.
Ещё обучаясь в физкультурном институте я верил тому, что согнутые руки в локтях при подъёме штанги снижают эффективность выполнения «подрыва»( «прыжка») на 40%, а опущенная голова- ещё на 9%. На тот момент всё выглядело очень убедительно и аргументированно.
Смешно вспоминать, но когда на соревнованиях приходилось наблюдать за штангистами, которые со старта, тащили штангу согнутыми руками, я про себя насмехался над их «безграмотными» тренерами. Позднее, такие же «ошибки» я заметил в технике подъёмов выдающихся штангистов.
Теперь, когда я разобрался в биомеханике рациональной техники рывка и толчка я могу доказать, что согнутые руки в рывке и подъёме на грудь — это одно из условий рационального выполнения движения.
Сторонники строго вытянутых рук были бы правы, если бы штангисты соревновались в том, кто поднимет штангу выше, или в броске снаряда вверх или вперёд на дальность. Но в тяжёлой атлетике с увеличением веса штанги, высота подъёма неуклонно уменьшается, а значит, сокращается время на выполнение подседа и одним из критериев техники является умение справиться с весом при меньшей высоте подъёма штанги.
Практики поняли, что раз штангу предельного веса высоко поднять нельзя, значит, нужно искать варианты увеличения скорости ухода под штангу. Именно согнутые руки, как пружины, позволяют своевременно оттолкнуться от снаряда и выполнить молниеносный уход под штангу до того, как она достигнет высшей точки вылета.
Взаимодействие рук со снарядом начинается не после «подрыва»( «прыжка»), как это написано в литературе, а внутри него. При рациональной технике, атака снаряда бёдрами или паховой областью, направлена не только на метание штанги вверх, но и на метание массы тела вниз, за счёт взрывного отталкивания от штанги руками. При этом и трапеции и сгибатели рук работают не на поднимание штанги вверх, а метание массы тела вниз.
Справедливости ради отмечу, что согнутые руки, на самом деле, «мешают» поднимать штангу выше, но проигрывая в высоте подъёма штанги, они помогают выиграть в скорости выполнения ухода в подсед. Это своего рода компромисс.
Согнутые руки оправданы ещё и потому, что позволяют активно взаимодействовать со снарядом после метания до момента фиксации штанги в подседе, и дают возможность активно контролировать руками перемещение штанги в пространстве и тем самым избежать ударного момента со снарядом в подседе.
К сожалению, в специальной литературе технику тяжелоатлетических упражнений рассматривают без учёта механизма взаимодействия рук со снарядом, от которого зависит скорость выполнения ухода под штангу после метания(«подрыва», «прыжка», «выталкивания»). Видимо, учёным было удобнее всю биомеханику техники привязать к изменениям параметров ног и опорным реакциям.
Другая версия такого рассмотрения техники, связана с тем, что до тяжёлой атлетики, такой расклад структуры движения уже был исследован и описан в легкоатлетических прыжках. Аналогия была очевидной, и это было очень полезным заимствованием, ибо до этого момента было ещё хуже.
В своей методической разработке(1993) я дал новую трактовку технике всех тяжелоатлетических упражнений, но она осталась незамеченной в силу разных причин.
Что, в нашем сегодняшнем понимании, представляет собой техника рывка, подъёма на грудь и толчка от груди?
Каждое из них состоит из пяти вытекающих друг из друга следующих механизмов.
Первый механизм- стартовое движение. Это все взаимодействия атлета со снарядом и опорой, которые совершаются с целью создать благоприятные условия для выполнения следующего механизма- прыжка — метание снаряда вверх.
В традиционном понимание это «старт» и «тяга». В лёгкоатлетических прыжках этой части техники соответствует разбегу до последнего перед «собственно толчком» шага.
Второй механизм- «прыжок-метание» . Это механизм атаки снаряда бедрами или паховой областью, совершаемый с опорой на полных ступнях за счёт быстрого переключения в работе ног от их сгибания к разгибанию . Ноги срабатывают по принципу упругой, мощной, рессорной пружины.
В традиционном понимании это «подрыв», метание, подбив и т.д. В легкоатлетических прыжках это «собственно толчок». Именно этот механизм используют все быстро бегущие животные( лошади, кенгуру, антилопы и т.д.).
Третий механизм- «подхват». Это механизм отталкивания атлета от снаряда, направленный на молниеносное выполнение ухода в подсед, осуществляемый одновременно с выполнением механизма «прыжка». Пружина данного механизма готовится уже в механизме «стартового движения», за счёт плотного захвата грифа пальцами рук и соединения лопаток, которые невозможно выполнить со строго выпрямленными руками в локтевых суставах. Далее, эта пружина сжимается в механизме «прыжка» и выстреливает в момент атаки снаряда ногами в механизме «прыжка». Слегка согнутые руки в локтях говорят о качественной подготовке к «подхвату». От качества механизма «подхвата» зависит успех всего движения от момента атаки до фиксации, и выполняется в жёстких условиях нехватки высоты подъёма штанги.
В традиционной подготовке для отработки этого механизма используют всякого рода протяжки в стойку, подъёмы с полуподседом, но упускают из виду, что в соревновательном движении этот механизм срабатывает при нехватке высоты подъёма штанги и времени на выполнение подседа.
В традиционном понимании этот краеугольный механизм используется с целью поднять штангу выше. В тоже время в наших исследованиях было определено, что если «подхват» использовать «по назначению», то результаты в рывке могут составить от 70 % до 78% от лучшего достижения в приседаниях со штангой за головой. А результат в толчке должен быть равен лучшему достижению в приседаниях со штангой на груди.
Я знаю, что для некоторых специалистов тяжёлой атлетики мои доводы покажутся бредовыми, но это их уровень понимания дела. Мне это удавалось неоднократно за 20 лет тренерской деятельности и при необходимости мне несложно это доказать на практике.
Четвёртый механизм- «приём». В этом механизме происходит своего рода амортизация энергии падающего вниз снаряда. Срабатывание данного механизма возможно только при условии хорошего выполнения механизма «подхвата». Если эти механизмы работают слажено, то подсед выполняется с сохранением устойчивого динамического равновесия и тогда в следующем механизме можно будет использовать энергию отдачи( в подъёме на грудь).
В традиционном понимании данный механизм рассматривается как один из фрагментов, тогда как «приём» штанги в подседе- это то, ради чего выполнялись все предыдущие механизмы, а значит требует специального прорабатывания и особого внимания.
Пятый механизм- вставание из подседа и фиксация
В традиционном понимании он так и называется.
В завершении статьи скажу, что вышеприведенные механизмы выделяются из соревновательных в виде специально-подготовительных упражнений, что позволяет их использовать в тренировке и не блуждать в десятках упражнений, структура которых при тщательном рассмотрении не совпадает с соревновательными.
Мой тел. + 7 777 270 8184
[…] Согнутые руки при подъёме штанги плохо или хорошо? Поделиться в соц. сетях Posted in Штанга — новые статьи « Теннис обучение- удары с полулёта Как научиться играть в теннис в 40 лет » You can leave a response, or trackback from your own site. […]
Приседания со штангой – самое важное вспомогательное упражнение для нижней части туловища. Для верхней части туловища Пендлэй предлагает жимовой швунг, чтобы научиться фиксировать и удерживать тяжелую штангу над головой в толчке или рывке.
По приседаниям логика такая. В технике рывка и толчка нет ситуации, когда приходится штангу поднимать на плечах, а со штангой на груди есть. Поэтому штангистам силу ног надо развивать только со штангой на груди. Кстати, качки приседания на плечах используют для наращивания задницы, а на груди, для уменьшения задницы. Но это так, для информации. По чаще задумывайтесь над принципом сопряжения, динамического соответствия, сопряжённости нагрузки, о которых много говорят, а на практике не придерживаются. Отсюда одна из причин травматизма.