Ошибаются тренеры, начинающие обучать теннису с того, как новичку нужно держать ракетку. Всё равно, впоследствии он возьмёт её так, как ему будет удобно, для выполнения того или иного удара. Не мучайте новичков этими непонятными заморочками — восточная, континентальная, западная, полузападная хватки и т.д.Обучая всех одинаково, я случайно заметил, что со временем хватка изменялась, и каждый находил свою и среди них оказались все вышеприведённые виды хваток. Я сам пробовал и такую, и эдакую, но наиболее удобная для меня- восточная. Видимо, способ держания ракетки связан с с гибкостью в лучезапястных суставах и от того, какой удар вы хотите выполнить. Для кручёного удара нужна одна хватка, для резанного — другая, для реверса — третья и т.д. Во время игры все необходимые хватки самовозникают без контроля за ними. Неумно всех подводить под один шаблон. Люди разные и вряд ли с этим нужно спорить.
Все описания техник ударов появились в литературе после того, как они начали использоваться на практике, а их авторы становились знаминитыми. Вот это точно. Некоторые «новинки», такие как двуручный бэкхенд Бьерна Борга, или двуручные удары с обоих сторон Моники Селеш, подвергались ожесточённой критике. Так же как журналисты бегают за жаренными фактами, касательно жизни известных и знаменитых теннисистов, происходит описание и новых техник ударов — вначале появляется новый необычный удар, а затем, кто-то говорит о нём или описывает.
Как появляются новые удары? Скорее всего, причин несколько. Во — первых, это изменение конструкции и веса ракеток. Во — вторых, это изобретательность самих игроков и тренеров. Однако, главное место в этом деле нужно отдать приспособительным процессам, вызванным повторяемостью определённых игровых ситуаций, которые стимулируют игроков-художников искать и находить новые технические решения.Вряд ли найдётся удар, который бы был вначале смоделирован, а потом использован на практике. Поправьте меня, если сможете доказать обратное. По тактике игры или методике тренировки возможно и найдётся, но по технике — очень сомневаюсь.
Другое дело, что тренерам и инструкторам нужео понимать, что в момент выполнения кручёных и плоских ударов «зеркало» головки ракетки в точке удара должно быть, примерно, перпендикулярно, поверхности корта, но и это тоже приходит через практику.
То, что на самом деле нужно новичкам, так это как можно быстрее научиться смотреть на мяч и для этого нужно и можно придумывать много разных и интересных упражнений с мячом, ракеткой и другими предметами. Не плохо, если использовать какие-то устройства, позволяющие добиться многократности выполнения тех или иных техник, а хватка приспособится под те задачи, которые решаются.
Однозначно, что в ходе занятий разумно придерживаться некоторым методическим требованиям, которые упростят процесс обучения технике. Их целесообразность объясняется законами и правилами построения новых движений, которые работают в силу особенностей человеческой психики и биомеханики организации движений.
К таковым относятся:
—
— Ударам справа и слева обязательно следует начинать обучать двуручной хваткой. Я к этому пришёл ещё в 1996 году, и как оказалось, в Европе именно так и делают, а в Алмате, кроме меня никто. И обоснование, которое я услышал из видео российских спецов этому методическому приёму именно такое, какое даю я. У меня даже возникло подозрение: а не с моего ли сайта они это «слизнули»?, ибо статьи о целесообразности обучения технике с обеих сторон двуручной хваткой я разместил на своём сайте ещё в 2011 году, т.е. три года назад. Но они только говорят об этом, а я, в добавлении к этому, предлагаю ещё и устройства для многократности повторения изучаемых ударов. Практикам остаётся только взять и использовать. Но консерватизм страшная штука.
-Выходя на корт новичок должен учиться только смотреть на мяч, а не контролировать технику выполнения ударов по мячу или технику работы ног на корте.
— Ни в коем случае при выполнении ударов на корте не мешать ученикам смотреть на мяч, своими громко озвучиваемыми указаниями типа: «Замах», «Удар» и т.д. Если ученики смотрят на мяч, ничего страшного если удары по мячу они будут выполнять по принципу «как попало». Важно чтобы мяч перелетал через сетку и попадал на корт.
— Рациональную технику выполнения ударов следует строить и многократно повторять на специальных устройствах, стимулирующих поисковую деятельность обучаемых.
— Обучаемые плохо запоминают динамику выполнения ударов, зато хорошо запоминают начальные и конечные граничные позы. При этом, движения запоминаются на уровне подражания, а не понимания. Нужно меньше объяснять и больше показывать. Этими особенностями и нужно пользоваться.
Можно было бы продолжить список методических требований, но и этих достаточно, чтобы ускорить процесс обучения в несколько раз. Поверьте, я не оговорился. Обучение ускоряется до 10 раз. Грех не воспользоваться такой возможностью, но факты не радуют.
Тел.: 8 777 270 8184 или 8 701 723 7939