Занимаясь более 10 лет тяжёлой атлетикой как спортсмен, все тренеры, которые меня тренировали считали, что главное в рывке, на грудь и толчке от груди, это поднять штангу выше. Так считали не только они, но 99,9% всех тренеров мира. Отсюда получили широкое распространение подъёмы в стойку, с полуподседами, протяжки, тяги до подбородка. И я так думал, а как иначе, если все так считают и пишут об этом?
Предполагаю, что первым, кто ушёл от этой догмы, был болгарский лидер тяжёлой атлетики Иван Абаджиев, а причиной тому было то, что он пришёл в штангу из профессиональной спортивной гимнастики. Как гимнаст он знал, что на тренировке надо отрабатывать соревновательные упражнения и так появились болгарская система подготовки и целая плеяда выдающихся болгарских атлетов, которые сегодня работают по всему свету.
Их система подготовки отличалась тем, что на тренировках они делали только классику. Во время их выступлений было видно, что они приблизились к максимальной реализации физического потенциала в спортивный результат.
Чем отличается болгарская система от постсоветской? А тем, что болгары делали только классику и, наверное, 5 % что-то ещё.
А чем отличается классика от подъёмов в стойку, с полуподседом и тяг до подбородка? А тем, что в классике нет необходимости поднимать штангу как можно выше. Таким образом, в классике решается двигательная задача не на подъёме штанги как можно выше, а на создание условий для успешной ловли штанги в подседе. При такой двигательной задаче мышцы бедра работают в качестве средства отталкивания от снаряда, как вспомогательное действие, а не ведущее.
В чём разница между желанием поднять штангу выше и желанием помочь ногами оттолкнуться от снаряда, как способа создать условия для успешной ловли штанги в подседе? Разница в организации реализации этих разных двигательных задач.
Каковы конкретные результаты от использования упражнений с реализацией этих разных двигательных задач? По нашим исследованиям ( Ге Н.Д. и Тютебаев Б.Х) разница составляет 10-15%%. Например, при приседаниях со штангой на плечах 250 кг результат в рывке обычно колеблется в рамках 150-162 кг. При системе разработанной нами в период с 1987 — 2015 годы, нижний порог составляет 70 %, а это 175 кг. Если атлет относится к числу «камикадзе», т.е., не боится штанги, процент реализации приближается к 75-78%%. А это уже более 187,5 кг.
Не могу сказать когда, но точно, что ХХI век станет веком, технологии, где передовые тяжелоатлетические державы возьмут на вооружение систему подготовки, которая зародилась на казахстанской земле и меня это греет.
Я лично, при собственном весе 62-63 кг. абсолютно без применения восстановителей имел результат в приседаниях со штангой на плечах 200 кг.
Мои лучшие результаты в рывке: 107,5 , в подъёме на грудь- 140 ( цеплял, но не мог встать с отдачей 145), в толчке от груди- 127,5 ( была плохая гибкость в плечевых суставах). Не могу себя назвать вундеркиндом, но думаю, что при имеющейся силе ног, если бы имел сильные мышцы запястий и гибкость в плечевых суставах, как у гимнастов, при разработанной технологии подготовки, которая сегодня уже есть, а также с учётом того, что относился к числу 100% «камикадзе», мои результаты в рывке могли быть 150-155 кг., а в толчке от груди, около 180 кг. В сборной Казахстана я встретил таких ребят и мы сейчас работаем в этом направлении.
Все штангисты знают о швунге из-за головы в сед рывковым хватом. Всего лишь раз попробовав я это сделал с весом 150 кг. (это я к теме о «камикадзе»). А однажды поспорив с одним из тренеров, что возьму на грудь 140 кг сделал это дважды и зацепил 145, но не смог встать. Раньше я не ходил на эти веса, ибо не мог толкать от груди. Думаю, если бы специально тренировался, то в течении пару месяцев мне покорились бы и 150 кг.
Но редко, когда все эти факторы сходятся в одном человеке и поэтому налаженная система отбора является проблемой №1.
Удачи друзья!!!