Мои программы

О САЙТЕ

На сайте выложены проверенные на практике методические находки, сделанные в двух, казалось бы, совершено несовместимых видах спорта — большом теннисе и тяжёлой атлетике.

Создавая сайт  преследовалась единственная цель-  поделиться новыми  знаниями, которые приобрёл в ходе многолетних практических занятий,и   изучения теннисной и тяжелоатлетической литературы,  изданных  за последние 50 лет .  Многое из того, что написано оказалось не правдой, и заблуждениями. Эта выявленная реальность объясняется недостатком практического опыта авторов, так же  их ограниченными знаниями в области формирования новых движений в мире животных, к которым относимся и мы.

Что я вкладываю в понятие новые знания? Прежде всего, такие, которые позволят повысить  эффективность обучения технике движений в спорте.

Знания можно считать новыми или более совершенными, если они  позволяют улучшить следующие показатели :  

1.сократить сроки обучения, по крайней мере, в несколько раз;

2. С первых шагов обучения использовать упражнения, которые с самого начала совпадают с  параметрами основных по внешней картине, временным , ритмическим и биомеханическим характеристикам;

 3.С первого урока «заражать»  обучаемых к занятиям  любым спортом и приносить им незабываемое удовольствие, которое они захотят испытывать вновь и вновь.

В самом начале карьеры в качестве  тренера по тяжёлой атлетике, опираясь на институтские знания ,  я набрал 34 новичка, а  через 2 месяца все они успешно разбежались. Тогда  впервые пришла  догадка, что  причиной тому были недостатки в  методике академического  обучения. Удивительно, но я и сейчас помню то место в г .Кызылорде, где меня осенила идея, как можно обучать по- другому.  Открыв в себе новые знания, я смог  уболтать  двух 9-ти летних мальчишек начать заниматься  тяжёлой атлетикой, а на второе  занятие они привели с собой ещё 11 пацанов. Все они занимались до окончания школы, и эта методика обучения легла в основу  моей кандидатской диссертацией.

Но для того, чтобы окончательно  «стряхнуть с ушей лапшу» от псевдознаний нужно было не мало прочитать, и, однажды  я  обнаружил откуда растут ноги тех заблуждений  теоретиков  от спорта, которые мешают тренерам нормально работать. Выяснилось, что свои основополагающие положения и выводы они «слизнули» из теории усвоения знаний. Отсюда и  многочисленные нестыковки. 

В реальности, весь животный мир обучается движениям через подражание, а нас учат обучать новичков через осознание и понимание. Можно ли понять и представлять движение, которое никогда не выполнял. Осознавать можно только ранее освоенное движение, но и в этом случае существует риск уйти в сторону от истины.

30-ти летнее  погружение в проблемы  тяжёлой атлетики, позволяют мне сказать о  нескольких заблуждениях, которые необходимо преодолеть тренерам, с тем чтобы процесс обучения технике соревновательных движений в любом виде спорта с протекал значительно успешнее.

Заблуждения штангистов

Первое : оно в том, что штангу нужно поднимать, тогда как  нужно научиться его метать и ловить, так же как это делается в жонглировании. При этом  все подготовительные  действия следует организовывать  с целью метнуть снаряд так, чтобы удобно было его ловить в рывке, подъёме на грудь и толчке от груди.

 Второе:  оно в том, что  штангу нужно стремиться поднять(толкнуть, вытащить)  выше и якобы это поможет успешно зафиксировать снаряд. Исходя из этого заблуждения на практике  широко используются подъёмы с полуподседами, в стойку, а также протяжки ( в рывке и подъёме на грудь), швунги толчковые без подседа и другие варианты, где снаряд поднимается выше, чем это бывает на предельных отягощениях. Будет правильнее, если все  специально- подготовительные упражнения будут совпадать с параметрами подъёма штанги на рекордных весах.

 Третье:оно в   том, что  технику считают  хорошей, если реализация силы ног в рывке  составляет 60-62% , а в толчке  80-82%  от лучшего результата в приседаниях, штанга за головой, тогда как в наших исследованиях было доказано, что при правильном подборе  специально-подготовительных упражнений,  реализация силы ног в рывке может  составлять от 70 до77% и более, а от груди можно реально толкнуть вес, с которым атлет может выполнить всего одно приседание со  штангой на груди.

Такая высокоэффективная методика была полностью разработана и неоднократно апробирована в ходе экспериментальных исследований в Кызылорде 1991-93 гг., где был  воспитан Олимпийский чемпион Илья Ильин и несколько десятков мастеров спорта международного класса и мастеров спорта Казахстана, а в 2006 г. по этой проблемы была  защищена диссертация Б. Тютебаева. Указанная методика показана в учебном видеофильме, снятом  ещё в 1992 и 1995 годах и демонстрировалась на международном симпозиуме лучших специалистов тяжелой атлетики в Греции(г.Олимпия).

Пренебрежение такими стратегическими технологическими находками сложно объяснить, даже при том, что современная тяжёлая атлетика развивается по тупиковому пути, опираясь на сверх восстановители.

По моим расчётам, атлеты, занимающие на мировых первенствах с 5-го по 10-е места через 6 месяцев использования нашей технологии могут выйти на уровень результатов призёров и  даже победителей.

Мне приходилось  работать со сборной командой тяжелоатлеток СНГ  в 90-х годах прошлого века, когда на сборах в Подольске  некоторые из девочек, только через одну неделю применения моей технологии  увеличивали свои результаты в толчке до 10 кг.

Много воды утекло с того времени. Написаны и изданы две книги для тренеров по тяжёлой атлетике, но мир консервативен вообще, а тяжелоатлетический мир упёртых людей — тем более.

Тем не менее,  я намерен продолжать стучаться в двери каждого отдельно взятого тренера  с надеждой, что она откроется для того, чтобы принять полезные,  разумные и эффективные новые знания.

В 1996 г. перестройка и рынок заставили меня полностью переключиться на теннисную стезю 

С первых шагов выявилось, что и при обучении  теннису работают принципы, которых я придерживался в тяжёлой атлетике. Применительно к теннису они следующие:

— Все техники  теннисных ударов  нужно строить, опираясь на природную способность человека  подражать то или иное движение. Это значит, надо меньше объяснять и больше показывать; 

-Новые движения запоминаются тем быстрее, чем больше они повторяются. Это значит, нужно создать специальные условия для многократности выполнения изучаемых движений. Только в этом случае, на подсознательном уровне,  срабатывают  физиологические механизмы мышечной памяти. Такие устройства созданы, запатентованы и апробированы;

-Изучаемые упражнения должны максимально совпадать с основными соревновательными движениями с первых занятий. Такие подводящие и специально-подготовительные упражнения разработаны для всех базовых и специальных теннисных ударов;

— Обучение движениям проходит успешнее, если использовать способность обучаемых запоминать   движение по граничным позам, а не по динамике.  (начальная поза замаха, промежуточная поза, поза в точке удара и поза выхода из удара);

-Человеческий  мозг физиологически не способен решать  одновременно несколько задач( контролировать мяч, ранний замах, работу ног,  и т.д.) . Их нужно решать отдельно, используя для этого специальные упражнения, позволяющие решать именно эти задачи;

При обучении технике теннисных ударов следует придерживаться следующих  правил:

-Никогда не давать какие-либо  методические  указания в ходе самого двигательного действия. Все указания следует давать заранее. Самое правильнее, если технику строить вне корта, когда есть возможность  повторять изучаемое движение многократно ;

-Обучение ударам справа и слева с отскока  лучше  начинать двуручной  хваткой. Это методически более правильно, ибо  с самого начала заставляет  новичка выполнять  подготовку к  удару  поворотом  туловища.  При необходимости, переход с двуручного форхенда на одноручный происходит без затруднений;

— Техника ударов осваивается быстрее, если  применять  специальные тренажёрные устройства,  позволяющие обучаемым не только повторять изучаемое движение многократно, но также перекидывать своё внимание на разные участки  движения;

-На  корте внимание обучаемых должно быть полностью сосредоточено только на контроле глазами  за мячом. Причём, внимание дважды усиливается. Первый раз-  в момент отскока мяча от ракетки соперника и второй раз,- непосредственно перед выполнением собственного удара. 

-Надо помнить, что в теннисе  техника ударов всегда была и будет  средством организации игры, но не целью, как многие думают;

-Многочисленные варианты ударов выполняются на уровне саморегуляции и  вмешиваться в этот процесс, равносильно тому, как ходить и бегать думая о том, как ты это делаешь.

-Не нужно стремиться освоить тот или иной удар до идеального. Они должны быть освоены на  уровне, достаточном  для решения игровых задач. Гораздо важнее, чтобы у игрока  заранее  были сформированы  навыки переключения   от одних вариантов ударов на другие на разных скоростях, вращениях и точках встречи с мячом. Такие заготовки являются основой для непредсказуемой игровой импровизации.

Обо всём  этом  я буду писать, говорить и показывать  на страницах моего сайта.

Уверенность в правильности  своих методических находок  окрепла ещё больше, когда  однажды одна из мамаш привела ко мне свою дочь,  которую  четырежды  пытались научить  другие инструкторы. В итоге — был поставлен диагноз-«она не пригодна для тенниса и с этим нужно смириться». Через два месяца занятий по моей методике эта девочка была пятой на любительском турнире города  Алматы,  но самое главное, она  играла в красивый  и смотрибельный теннис и я буду всегда помнить и гордиться тем, что благодаря моей методике ей удалось стать немного счастливее.